Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Разбор Вадима Лукомского. 

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

1. У Жозе Моуринью уже сформировался узнаваемый состав на топ-матчи. Вчера португалец приготовил лишь один вынужденный сюрприз. Танги Ндомбеле не оказалось даже в заявке. После игры тренер «Тоттенхэма» объяснил, что дело в травме – вопрос по игроку принимали утром в надежде, что все-таки сыграет. На его месте появился Джовани Ло Чельсо. 

А вот Тоби Алдервейрелд, наоборот, вернулся после травмы. Его в матче с «Челси» достойно подменил Джо Родон. Но именно бельгиец остается основным на топ-игры.

2. Микель Артета продолжает поиски и эксперименты. Формально он выбрал состав, который вполне мог расположиться в схеме 3-4-2-1 с Обамеянгом на левом фланге. Такое сочетание часто использовалась в начале сезона. Но в последние недели испанец ищет варианты, при которых главный форвард клуба стартует в центре.

Поиски привели к схеме 4-2-3-1, в которой Александр Ляказетт располагался под нападающим, а Виллиан и Букайо Сака прикрывали фланги. 

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

3. Матч получился достаточно статичным в тактическом плане. Обе команды упорствовали с изначальным планом и практически не вносили изменений. Но все-таки удобнее разделить игру на две половины – они отличались радикальностью.

В первом тайме сформировалась общая картина – «Арсенал» катает мяч, но ничего не создает и атакует только через фланги, а «Тоттенхэм» выжидает моменты для контратаки.

Во втором тайме мы наблюдали то же самое, только из-за разницы в счете все дошло до крайностей – «Арсенал» еще больше катал мяч без проникновений через центр (77% владения во второй половине), а «Тоттенхэм» вжался так глубоко, что даже с невероятными качествами Сона и Кейна контратаки пропали.

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

4. Сценарий идеально подходил «Тоттенхэму». Владение у «Арсенала», а моменты у «Тоттенхэма» – рисунок читался еще до матча. И делал команду Жозе Моуринью еще более явным фаворитом, чем казалось из таблицы. 

«Арсенал» Артеты относительно неплохо играет большие матчи, но только те, где есть возможность выманивать соперника в прессинг и играть вторым номером. Моуринью не собирался дарить сопернику такие условия. «Тоттенхэм» изначально ставил на контратаки, а голы (первый – быстрый; второй – в раздевалку) только радикализировали рисунок матча. 

Сами мячи получились особенно показательными. Они олицетворяют угрозу, которая исходит от пары Сон-Кейн. В деталях можно прочитать в отличном тексте Славы Палагина. Возможно, две ключевые суперсилы связки – реализация неочевидных ситуаций за счет исполнения (привет, Сон) и взаимодействие в контратаках (здравствуй, Харри). 

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

5. Далее разбор будет сосредоточен преимущественно на проблемах «Арсенала». Поэтому прежде, чем стартовать, напомню, что объем написанных о команде букв не равняется объему комплиментов. Хвалить за вчерашний матч нужно только команду Жозе Моуринью.

Максимальный респект «Тоттенхэму» за очередную убедительную победу в классическом стиле. Ключевые слова – «очередную» и «в классическом стиле». Все элементы успеха хозяев уже подробно разбирались – после игры с «Сити» анализировали структуру обороны, потом отдельно рассказали о роли Муссы Сиссоко для успешности всего механизма и, наконец, раскрыли тему волшебной связки Сон-Кейн.

Пересказывать все эти детали снова нет необходимости. Лишь уточним, что все эти аспекты снова сработали на топ-уровне. 

А вот «Арсенал» дал полезную почву для исследования. Во-первых, команда атаковала действительно много, что обнажило новые проблемы или акцентировало старые. Во-вторых, перфоманс получился действительно ужасным, но не хаотичным. Была структура и конкретные проблемы, которые можно систематизировать. 

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

6. Игра без мяча – единственный элемент, который относительно неплохо работал у «Арсенала». Команда быстро возвращала мяч после потерь, сдерживала контратаки (за исключением двух голевых эпизодов), прессингом вынудила «Тоттенхэм» упростить игру. 

При обороне команда Артеты использовала две схемы. Позиционно отбивались в 4-4-1-1, где Ляказетт располагался под Обамеянгом:

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Скриншоты сделаны в InStatScout

При прессинге формация трансформировалась в нечто похожее на 3-4-1-2. Виллиан и Обамеянг давили на центральных защитников, в центре поля было персональное давление, а на фланговых защитников «Тоттенхэма» при необходимости поднимались Бельерин и Сака:

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Хозяева начали встречу с намерением разыгрывать коротко. Но уже в первые 10 минут (еще до гола) отказались от попыток. Давление «Арсенала» было действительно неплохим. Нельзя сказать, что «Тоттенхэм» многое потерял без коротких розыгрышей. Команда Моуринью в этом плане весьма гибкая. Но стартовый план был именно в попытках отрезками держать мяч и проходить давление соперника коротко.

Этого сделать «Арсенал» не позволил, но не извлек преимуществ из-за ужасов позиционной атаки. Именно игра в защите не была по-настоящему проблемной. Два эпизода с голами – это практически все, что допустил «Арсенал». В этих моментах были не только ошибки, но и элементы вне контроля – суперисполенение Сона и контратака при пустой опорной зоне из-за травмы Парти.

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

«Тоттенхэм» идеально наказал и по делу победили, но против такой опасной контратакующей команды такое количество допущенных моментов – это не провал. Истинная причина коллапса – тотальная импотенция в позиционных атаках. 

7. Прежде, чем перейдем к позиционке, чуть подробнее про роль Парти в сдерживании контратак. За 20 секунд до гола Кейна Томас получил травму, из-за чего перестал участвовать в эпизоде – даже пытался покинуть поле. Артета, не понимая, насколько все может быть серьезно, старался вернуть его, как раз наблюдая за развитием контратаки. Без Парти (вернее с хромым Томасом внизу кадра) случился выход 4-в-2, который «Тоттенхэм» легко реализовал:

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Такой провал также подчеркнул значимость ганца для команды. Большую часть потенциальных контратак он убивал в зародыше. С мячом тоже выдал несколько топовых эпизодов. Был светлым пятном в кризисной команде. 

Потеря Парти прямо по ходу эпизода – ужас. Но реакция команды могла быть лучше. Особенно касается Джаки. Обратите внимание на его позицию сразу после потери. Во-первых, она не дает никаких плюсов – в контрпрессинге не участвует, Ло Чельсо не контролирует. Во-вторых, Джака продолжил играть так, будто Парти его по-прежнему прикрывает. В их паре Томас думал за двоих, а Гранит просто агрессивно выдвигался в давление. Оставшись без партнера, он должен был перестроиться:

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Справедливости ради, все случилось так быстро, что, вероятно, Джака просто не осознал, что Парти его не прикрывает. Но способность держать в голове всю картину, быстро ее формировать и адаптироваться – и есть навык топ-игроков. 

8. Все. Добрались. Начинаем наш гайд «Как владеть мячом 70% и не придумать ни одного явного момента, зато сделать 44 навеса (рекорд сезона АПЛ)». 

Розыгрыши «Арсенала» начинались в структуре: 3+1 – три игрока первой линии + опорник. Чтобы создать такое расположение в линию к защитникам опускались либо Джака, либо Парти (позже Себальос). Здесь прослеживалась вариативность (Парти опускался по центру, Джака ближе к левому флангу) и позиционная дисциплина (футболисты реагировали на движение друг друга и раз за разом создавали одну и ту же структуру):

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Поскольку без мяча «Тоттенхэм» выстраивался в 4-4-2, такие розыгрыши имели смысл – «Арсенал» получал 3-в-2 и контроль первой стадии. На этом этапе все шло неплохо. 

9. Создание такой структуры в первой стадии – часть позиционного футбола. Концепции, которую используют «Ливерпуль» и «Ман Сити» лучших образцов. Но у «Арсенала» был лишь стартовый элемент (простейший из всех). То есть лишь желание играть таким образом, которое без всех деталей оказывается вредительским.

Разница между хорошей позиционной структурой и «Арсеналом» хорошо прослеживалась в том, как команда располагалась выше. Схема при владении выглядела как 3-1-6. И здесь начинаются важнейшие отличия от здоровых команд, которые действуют в схожем стиле. 

Во-первых, у них есть связующий игрок, а не вся шестерка ждет мяча в последней линии/на флангах. Во-вторых, иногда этих футболистов становится несколько, а остальные адаптируются под их опускания, что делает структуру более динамичной и трудной для сдерживания. В-третьих, есть баланс угроз из флангов и полуфлангов – четкое понимание, куда нужно направлять атаки и как доставить туда мяч, даже если соперник блокирует изначальное направление.

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Еще раз: само по себе стремление использовать модную концепцию не должно служить оправданием проблем при ее воплощении. Но игнорировать четкое желание располагаться таким образом при разборе нельзя. «Арсенал» не играл хаотично. Наоборот, это была ужасная, но очень четкая структура. Возможно, хаос/импровизация дали бы лучший результат.

10. Описанная схема давала «Арсеналу» контроль и неплохие позиции для быстрого возврата мяча через контрпрессинг. Но в атаке все сводилось к доставке мяча на фланги. На каждом краю была своя классическая картина.

Классика левого фланга – это Сака и Тирни, которые самоизолируются и загоняют себя во фланговую ловушку соперника:

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

В здоровой версии позиционного футбола: 1) они не должны дублировать позиции друг друга; 2) им нужна поддержка третьего игрока для создания треугольников и потенциальных комбинаций. Без этих элементов оставался только вариант – предсказуемые и плохо подготовленные навесы.

11. На правом фланге Виллиан и Бельерин чуть лучше понимают друг друга (что не помешало бразильцу в первом тайме отобрать мяч у ворвавшегося в штрафную Эктора и вывести его подальше из опасной зоны). В большинстве эпизодов их позиции не дублировали друг друга. Но проблема отсутствия поддержки была все такой же актуальной. 

Классика правого фланга выглядела так. Виллиан и Бельерин в неплохих позициях – Виллиан даже делает полезный рывок, который освобождает зону для Эктора:

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

В опорной образовалось пространство, где очень нужен третий игрок для комбинации, но его никто не думает заполнять:

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Обратите внимание на позиции нападающих. Ляказетт и Обамеянг располагаются близко друг другу (так их проще опекать), даже не пытаются открыться в описанное пространство, но и рывок за спину защитникам тоже не делают (это значит, что даже если бы Бельерин сделал проход в опорную, у него все равно не было бы варианта для обострения). 

На выходе: «Тоттенхэм» охотно направлял атаки «Арсенала» на фланги (стандартная тактика Моуринью), а из-за нехватки связей в центре «Арсенал» охотно пасовал именно туда. Но и справа, и слева был тупик. Попадая в тупик, команда Артеты просто вешала в штрафную.

12. Проблема нехватки игрока, который заполнял бы опорную зону в таком эпизоде – одна из главных у «Арсенала» по сезону. В этом матче наиболее близким к этой роли был Ляказетт. Периодически у него даже получались тонкие пасы в штрафную:

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Но в плане движение и умения находить зоны в полуфлангах на постоянной основе Ляказетт – совсем не решение. Проблема в том, чтобы найти баланс между размещением всех (или почти всех) атакующих звезд и игроков, способных правильно двигаться. 

13. Моуринью отреагировал на бесконечные навесы сменой схемы на концовку. Он выпустил Бена Дэвиса третьим центральным защитником. При подачах он вместе с Алдервейрелдом и Дайером располагались по створу ворот, чтобы еще лучше контролировать подачи:

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Даже до перестроений «Тоттенхэм» контролировал соперника, но Жозе понимал, что «Арсенал» может вернуться в игру чисто за счет количества подач. Они не вели к острым моментам, но всегда есть риск ошибки. Дополнительный игрок в ключевой зоне минимизировал этот риск. 

14. Виллиан выдал уникальный перфоманс. Одновременно стал лидером и по проценту передач назад, и по количеству потерь. 60% его пасов шли в сторону своих ворот. При этом он набрал 26 потерь (из них 14 неточных навесов!) 

Когда-то фраза «Виллиан всегда приносит пользу команде Моуринью» была комплиментом. А сейчас – сейчас она все еще актуальна.

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

15. Даже сильнее самого перфоманса напрягают трактовки Артеты. Хайлайты пресс-конференции:

• «Я увидел много позитивных аспектов в нашей игре»

• «Забивая голы» (на вопрос, как выйти из кризиса)

• «Если мы будем генерировать подобное каждую неделю, то скоро начнем выигрывать матчи» (о навесах). 

Получается: игра была с кучей позитивных моментов, а, чтобы побеждать, нужно забивать голы, а чтобы забивать голы, нужно делать еще больше навесов. Ок!

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Даже если отбросить иронию, Артета не в первый раз говорит о большом количестве навесов как о значимом достижении (после игры с «Вулвз» были аналогичные тезисы). Отсюда опасения, что он просто не видит другого построения атаки с этим составом. Он нужен – хотя бы для вариативности (на самом деле хотелось бы, чтобы навесы были для вариативности, а план А – совсем другим). 

16. «Тоттенхэм» подходил к матчу в статусе явного фаворита – сформировавшийся (и неудобный «Арсеналу») стиль + шикарная форма. На практике сильные/слабые стороны и стиль команд проявились еще более ярко, чем ожидалось. 

Классика – от Моуринью, 44 навеса – от Артеты. Позиционная атака «Арсенала» – мрак

Причина – великолепный (и быстрый) гол Сона. Это был первый полумомент обеих команд в матче – и он поставил хозяев в совсем идеальные условия (вероятно, описанные преимущества сказались бы и без него, а так путь к победе получился совсем легким). 

«Тоттенхэм» еще охотнее садился в защиту. «Арсенал» получил больше возможности демонстрировать тотальную некомпетентность в позиционной атаке. Исход закономерен.

Тоттенхэм – Арсенал

2:0 (2:0, 0:0)

Дата проведения

6 декабря, 19.30, «Тоттенхэм Хотспур Стэдиум»

превью матча
текстовый онлайн
статистика

Голы:

1:0 –
13 Сон Хын Мин,

2:0 –
45 Кейн.

Тоттенхэм –
Льорис, Алдервейрелд, Регилон, Орье, Дайер, Хейбьерг, Сиссоко, Бергвейн (Родон, 90), Ло Чельсо (Дэвис, 72), Сон Хын Мин (Лукас Моура, 88), Кейн.

Арсенал –
Лено, Габриэл, Холдинг, Тирни, Бельерин (Нкетиа, 75), Сака, Парти (Себальос, 45), Джака, Виллиан, Обамеянг, Ляказетт.

Предупреждения:

Ло Чельсо
(41), Джака
(75), Ляказетт
(80).

Скриншоты сделаны в InStatScout

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: Gettyimages.ru/Glyn Kirk – Pool; REUTERS/Glyn Kirk, Paul Childs

Источник: sports.ru

Добавить комментарий

*

4 + 5 =