Предприятие «Безопасный город» в будущем году исчезнет. Но камеры на дорогах останутся


Предприятие «Безопасный город» в будущем году исчезнет. Но камеры на дорогах останутся

Автолюбители Челябинской области в последние годы уже свыклись со всё возрастающим обилием видеокамер на дорогах региона. Однако ворчать продолжают. Многие, включая даже отдельных чиновников областного уровня, полагают, что реализуемая на Южном Урале программа развития систем видеофиксации нарушений - просто кормушка для расставляющих камеры на дорогах частных подрядчиков. О работе «Безопасного города» и его контрактных партнёрах корреспондент Znak.com побеседовал с министром общественной безопасности Челябинской области Евгением Савченко.

- Министерство общественной безопасности в настоящее время является учредителем четырех областных предприятий, - рассказывает Евгений Савченко. - В течение ноября внесены изменения в уставы, и на сегодня мы являемся учредителями областной противопожарной службы, поисково-спасательной службы, Центра гражданской обороны и ОГБУ «Безопасный город». Мы уже приступили к работе по реорганизации предприятия «Безопасный город». Предприятие будет называться «Центр обработки вызовов - 112» (ЦОВ). В этих целях часть полномочий, оборудования, а вместе с ними и ставок из «Центра гражданской обороны» будут переданы в ЦОВ. Новое предприятие наряду с развитием и поддержанием региональных систем видеофиксации будет отвечать и за организацию работы областных и муниципальных систем оповещения РАСЦО (региональная автоматизированная система централизованного оповещения) и КСЭОН (комплексная система экстренного оповещения населения). Сюда же в 2017 году добавится потенциал областной и муниципальных ЕДДС (единая диспетчерская дежурная служба). В перспективе все эти значимые элементы планируем замкнуть на основе единой информационной платформы. Это позволит создать автоматизированную систему мониторинга и реагирования для обеспечения комплексной безопасности населения и охраны общественного порядка. В перспективе новое предприятие должно выступить партнёром правоохранительных органов в поддержании общественного порядка, инструментом оповещения населения о разного рода угрозах, помощником людей для вызова разного рода экстренных служб.

- То есть «Безопасный город» как система будет преобразовываться в тот вид, в котором задумывался на федеральном уровне? Единый аппаратно-программный комплекс для наблюдения и оповещения населения?

- Совершенно верно. ЦОВ в свою очередь должен быть интегрирован с ЦУКС МЧС России (центр управления кризисными ситуациями МЧС России).

- А само понятие «Безопасного города» как системы обработки фото нарушителей ПДД уйдет?

- Областного предприятия с таким названием не будет. Остаётся название программы и концепции «Безопасный город», а юридическое лицо, которое воплотит значимую часть концепции, будет называться «Центр обработки вызовов - 112». Это название более объективно отражает сущность его полномочий.

- Что тогда остается Центру гражданской обороны (ЦГО) с уходом информационной составляющей?

- Наиболее значимое - это склады, размещенные на территории области, где сосредоточены материальные запасы и средства индивидуальной защиты на случай разного рода чрезвычайных ситуаций. Запасы надо не просто охранять, но и регулярно пополнять, обновлять, поддерживать их в надлежащем состоянии. Так, полученный после падения метеорита опыт показал, что на складах важно сформировать запас материалов, позволяющих оперативно закрыть проёмы окон с выбитыми взрывной волной стёклами. У нас на складах есть и палатки, и генераторы, и ещё много того, что поможет в случае ЧС обеспечить безопасность жизнедеятельности населения.

Также ЦГО, используя административные и организационно-управленческие ресурсы, обеспечивает доставку востребованных запасов в пункты выдачи при ЧС. С этой целью регулярно, с привлечением сил и средств муниципальных образований, проводятся практические занятия-тренировки. Напомню, что на базе ЦГО действует учебный центр, имеющий образовательную лицензию, который проводит постоянное обучение разного рода специалистов, связанных с деятельностью по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Потому работы Центру гражданской обороны хватит, причем по своему основному профилю.

- Пока в области не происходит чрезвычайных ситуаций, самым актуальным для южноуральцев остается работа «Безопасного города». Нет, наверное, ни одного водителя, который не жаловался бы на «письма счастья» с автоматических камер.

- Начнём с того, что в настоящее время ОГБУ «Безопасный город» на своем балансе имеет 469 видеокамер, которые установлены на 93 стационарных постах. В настоящее время более 98% этих камер находятся в рабочем состоянии. Из них, сразу отмечу, 66 стационарных постов, или 266 камер, установлены в местах массового пребывания людей, для оказания помощи полиции в поддержании общественного порядка. Непосредственно на дорогах области установлено 27 стационарных постов, насчитывающих 203 видеокамеры. С их помощью как раз и фиксируются нарушения правил дорожного движения. Они стоят в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Миассе, на трассе М-5. На этих территориях ОГБУ заключены соответствующие договорные отношения с обслуживающими организациями. Результаты зафиксированных нарушений автоматически поступают в центры видеомониторинга ГИБДД по Челябинской области.

- Получается, что работа самого ОГБУ «Безопасный город» - меньше чем на тридцати постах?

- Да, нарушения ПДД видеокамеры «Безопасного города» фиксируют только на 27 постах. К сожалению, мест повышенной аварийности, где актуально размещение видеосистем наблюдения, в разы больше. По данным ГБДД области, их более 300. Учитывая, что возможности областного бюджета не позволяют изыскать средства на приобретение, установку и эксплуатацию такого количества стационарных и мобильных видеопостов, было принято решение использовать опыт других регионов - приобретать у подрядчика комплексную услугу, включающую развёртывание систем фиксации нарушений, содержание их в рабочем состоянии и непосредственно фиксацию нарушений с передачей «картинки» по каналам связи в ГБДД.

- Вот с этими контрактами как раз не все понятно. Почему единственное фото нарушителя стоит 188 рублей (цена проверена по сайту госзакупок), при этом в будущем году стоимость может возрасти? Ведь, по идее, область как единственный покупатель должна диктовать свою, максимально низкую, цену фотографий?

- Действующее законодательство определило порядок заключения контрактов и формирование их цены. Потому, соблюдая эти требования, на стадии разработки условий контракта ОГБУ «Безопасный город» ежегодно проводит ряд обязательных действий. Изучается ценовая политика на оказание подобной услуги субъектами предпринимательской деятельности в регионе и соседних с ним территориях. Напомню, в нашем случае - это развертывание систем видеофиксации (приобретение, установка), обеспечение их сохранности и рабочего состояния (ремонт, замена и т. д.), трансляция сигнала по каналам связи.

После изучения стоимости рынка услуг формируются контрактные материалы. Они проходят проверку в специальной межведомственной рабочей группе, которую возглавляет первый заместитель губернатора Челябинской области Евгений Редин. В составе рабочей группы есть и руководители главного контрольного управления и Счётной палаты региона. Уже после их проверки и формируется окончательная редакция конкурсных материалов, включая текст контракта и стоимость услуг.

Если взять 2016 год, то в среднем по УрФО стоимость подобной комплексной услуги, учитывая расходы, оценивается в 416 рублей за условную единицу - это расчётные затраты на фиксацию и трансляцию в ГИБДД одного нарушения ПДД. У нас в регионе и в 2015 году, и в 2016 году стоимость такой условной единицы комплексной услуги составляла 188 рублей. Это самая низкая цена в федеральном округе.

Учитывая показатели инфляции, последствия антироссийских санкций, принято решение в контракте на 2017 год стоимость условной единицы комплексной услуги оценить в 215 рублей. Но есть риск, что при такой объявленной цене услуги никто из участников рынка может не заявиться на аукцион.

Напомню, что средняя стоимость такой услуги по УрФО - 416 рублей. При этом остаются жёсткие требования. Работать только в местах повышенной аварийности, определяемых и согласованных с ГИБДД, развернув 45 стационарных видеопостов на проезжей части. Фактически использование стационарных и мобильных систем фиксации нарушений ПДД должно осуществляться в 313 установленных по специальной методике ГИБДД местах повышенной аварийности.

- Но все-таки инициатива по повышению цены услуги исходила от вас или от «Ростелекома»?

- «Ростелеком» не может диктовать и не диктует нам стоимость услуг, он также не является единственным поставщиком услуги в регионе. В контракте, который ОГБУ «Безопасный город» намерено заключить в январе 2017 года с победителем конкурса, стоимость комплексной услуги определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Победитель конкурса обязан развернуть комплексы и оказывать комплексную услугу по фиксации нарушений ПДД в местах повышенной аварийности с их трансляцией в ГИБДД.

- А роль области?

- ОГБУ «Безопасный город» (ЦОВ-112 с 2017 года) обеспечивает работу видеосистем, состоящих на балансе предприятия, фиксирует и транслирует факт нарушения ПДД в ГИБДД. Также руководство областного предприятия осуществляет сверку результатов работы победителя контракта с данными ГИБДД и на основе этих данных ежемесячно оплачивает работы по оказанию комплексной услуги.

Для понимания технологического процесса я специально ездил в ГИБДД, смотрел, как работает система. «Ростелеком» как победитель конкурса в 2016 году пересылает «картинку» в ГИБДД, инспекторы ее смотрят, выносят постановление по факту зафиксированного нарушения.

Обращаю внимание: несмотря на то, что работники «Ростелекома» предварительно фильтруют изображения, группируя и направляя в полицию факты зафиксированных нарушений ПДД, сотрудники полиции бракуют до 80% присылаемых к ним материалов. Зная судебную практику, сотрудники ДПС выносят постановления об административном нарушении только в том случае, когда факт нарушения не вызывает сомнения. Инспекторы ГИБДД реально изучают полученные видеоматериалы. При этом специализированные подразделения полиции способны за смену изучить 10 тыс. изображений, а в среднем ежедневно к ним поступает от 4 до 7 тыс. материалов. Повторюсь, из них до 80% бракуют.

Напомню, что условная единица комплексной услуги обязательно включает факт установленного нарушения ПДД, по которому вынесено постановление. В то же время поставщик услуги несёт постоянные затраты на обслуживание и охрану камер, их ремонт и замену. Если ему вандалы разобьют все камеры – восстанавливать их он будет сам, за свой счёт. Сегодня не редкость случаи, когда в используемые поставщиком услуги видеокамеры стреляют, ломают их битами и камнями. В среднем стоимость одного мобильного комплекса составляет 2,5 млн рублей. Это вынуждает предпринимателей пользоваться услугами охранных предприятий.

- Проблемы подрядчика понятны. Но каков результат?

- В 2016 году областной бюджет был готов потратить на приобретение комплексной услуги и оплату почтовых услуг 410 млн рублей. Год завершается, а выполненные поставщиком работы позволили оплатить ему только чуть больше 164 млн рублей.

Еще порядка 48 млн рублей потрачено на оплату почтовых услуг, посредством которых бумаги, именуемые в народе «письмами счастья», направлены нарушителям. Это более 1 млн постановлений - результат фискальной деятельности видеосистем ОГБУ «Безопасный город» и поставщика услуг.

Сумма уже взысканных штрафов с начала - более 507 млн рублей, и все они целиком идут в областной бюджет.

Почему запланированные бюджетом расходы больше реальных? Наши люди не мазохисты. Вот установлены стационарные посты. Водитель раз, два попал на нарушения – но надо быть полным идиотом, чтобы в третий раз споткнуться на том же месте. То есть шофёр перестает нарушать ПДД в месте установки камер. Статистика показывает: число нарушений ПДД в точке работы стационарного поста за год падает в 10 раз!

Наши наблюдения показывают, что стационарные системы видеонаблюдения надо развёртывать в общественных местах и так называемых «узловых» точках. Это способствует поддержанию общественного порядка и раскрытию разного рода уголовных преступлений, административных правонарушений. Здесь и угоны автотранспорта, и езда с поддельными номерами или страховыми полюсами. В местах повышенной аварийности, которые динамичны и зависят от многих факторов, как сезонного характера, так и характеристик дорожного покрытия, эффективнее использовать мобильные системы фиксации нарушений.

В текущем году «Ростелеком» развернул работу своих мобильных комплексов только летом, но за их счет, учитывая фиксацию более тяжких правонарушений, средний размер штрафа по области с 500 рублей сразу повысился до 800 рублей. Стали фиксироваться и нарушения, связанные с превышением скорости, и нарушения правил парковки автомобилей.

График и места работы с мобильными комплексами поставщику услуг определяет и утверждает только ГИБДД. Все системы оборудованы ГЛОНАСС, так что даже в центральном аппарате МВД в Москве видят, где стоят камеры. И если у них не совпадает карта расположения камер с точками повышенной аварийности, столичное ведомство задает областному ГИБДД неприятный вопрос: почему вы разрешили поставить камеру в ненужном месте? Это, конечно, невыгодно предпринимателям - поставщикам услуг. Потому что на дорогах области есть места, где аварийность низкая, а вот формальных нарушений много. Понятно, что предпринимателям хочется забраться в эти точки. Например, на въездах в Челябинск водители «падают» на 60 километров в час непосредственно перед постом ГБДД, а до него формально, уже в пределах населённого пункта, продолжают двигаться со скоростью 90-80 километров в час. Конечно, водителей бесит, когда их наказывают за формальное нарушение, а не за реальную угрозу безопасности дорожного движения. Это, действительно, лишь косвенно связано с аварийностью. Потому областное управление ГИБДД старается занять принципиальную позицию и согласует подрядчику наблюдение только в местах повышенной аварийности, там, где есть реальная угроза безопасности человека.

- Какова эффективность?

- Лично мне важно, что в результате принимаемых мер по ремонту дорог, оборудованию их дорожными знаками, переходами с искусственным освещением, мер профилактики, а также благодаря нашей фискальной деятельности с видеосистемами в области в сравнении с 2015 годом более чем на 11% снизилась аварийность на дорогах, на 29% уменьшилось количество летальных исходов при ДТП и - что особо ценно - на 44% меньше погибло детей! Вот это реально эффективность.

С 2017 года на Южном Урале вырастут цены на фото с камер-регистраторов

Приятно, что и губернатор Челябинской области Борис Дубровский не ставит перед региональным правительством задачу превращать штрафы в значимый источник наполнения бюджета. Значима именно безопасность.

Возвращаясь к теме денег. В сухом, но промежуточном остатке - год ещё не завершён - областной бюджет на содержание ОГБУ «Безопасный город» потратил чуть больше 24 млн рублей. На оплату комплексной услуги «Ростелекому» и почтовых услуг - немногим больше 212 млн рублей. Итого потрачено 236 млн рублей. От фискальной деятельности видеосистем области и «Ростелекома» в региональный бюджет с начала текущего года поступило свыше 507 млн рублей.

- То есть весьма доходное дело?

- Более значимо снижение смертности и аварийности на дорогах.

- Но такими темпами в перспективе «Безопасный город» или в будущем ЦОВ станет убыточным для бюджета: вы же сами говорите, что водители перестают нарушать ПДД в местах установки камер?

- К сожалению, на заре перестройки и уже после западные советники внедряли в головы наших реформаторов, что управлять государством надо, используя системы эффективного менеджмента, а значит, повышения прибыльности. Но, по Конституции России, мы социальное государство, а значит, в приоритете - безопасность жизнедеятельности человека и общества, а не извлечение прибыли. В условиях безопасной жизнедеятельности, при здоровых и квалифицированных трудовых кадрах, использовании современных технологий возможно обеспечение ресурсами государства для выполнения его конституционного долга перед обществом.

Вот поэтому перед нашим министерством губернатор поставил задачу в течение первого квартала 2017 года внести ему предложения о расширении перечня стационарных постов видеонаблюдения в общественных местах и так называемых «узловых». Впрямую их работа не пополнит региональный бюджет штрафами, но окажет помощь правоохранительным органам в охране общественного порядка. Одновременно продумываются возможности интегрирования бюджетных видеосистем с уже созданными на территории области частными, также для помощи правоохранительным органам. Одновременно поставщики услуги намерены использовать больше мобильных видеокомплексов.

- На ваш взгляд, почему уже несколько лет поставщик услуги - именно «Ростелеком»?

- Сегодня они действительно обладают ресурсами для выполнения предусмотренной в контракте комплексной услуги в масштабах всей Челябинской области, но не являются единственными поставщиками этой услуги. Уже на 2018 год я поставил задачу готовить документы для объявления не одного, а нескольких контрактов для оказания комплексной услуги. В целях повышения конкуренции, а также для максимально полного охвата мест повышенной аварийности на территории региона считаю целесообразным объявление и заключение нескольких контрактов с поставщиками услуг, оказываемых в рамках территорий - зон, охватывающих территории несколько муниципальных образований. В этом случае кроме «Ростелекома» в конкурсах смогут принять участие и другие подрядчики.

- Почему дробление контракта намечено только на 2018 год?

- В текущем году я, к сожалению, физически не успел пересмотреть условия контракта на 2017 год. Разработка технического задания контракта, проведение процедур их согласования с разного рода ведомствами - это процесс не быстрый. Важно, чтобы процесс предоставления комплексной услуги не прерывался надолго, ведь наблюдение дисциплинирует водителей на дорогах. Также в 2017 году я намерен инициировать принятие региональных нормативных актов для направления сумм штрафов, поступивших в оплату нарушений дорожного движения, в областной дорожный фонд. Это позволит обеспечить дополнительными ресурсами адресное финансирование работ по совершенствованию дорожного покрытия, установке дорожных знаков, оборудованию пешеходных переходов, включая их освещение в тёмное время суток. Всё вместе повысит безопасность жизнедеятельности моих земляков и гостей региона.

По материалам: znak
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *